Мария Монтессори. Через ребенка - к новому миру
Социальное и нравственное воспитание.
Социальное и нравственное воспитание.
Вокруг значения понятия «нравственность» в воспитании господствует такая же путаница, как и вокруг понятия «свобода».
С самого начала нравственность принято рассматривать как понятие, содержание которого изменяется в зависимости от периодов жизни и в различных жизненных обстоятельствах, и в этом случае, действительно, чрезвычайно трудно бывает определить его содержание в воспитании. В настоящее время часто считают, что говорить о нравственном и религиозном воспитании не соответствует духу времени. При этом утверждают, что перед детьми не позволительно защищать никакую точку зрения из уважения к мнению их родителей. Насколько, в сущности, нелогично и странно мнение о том, что из уважения к суждениям взрослых мы должны лишать детей крайне необходимой им помощи. Мы уверены в том, что ребенок, напротив, способен оказать нам большую поддержку в приобретении улучшенных знаний по вопросу нравственности. Большие трудности, связанные с этим вопросом в нашей собственной жизни, могут, вероятно, быть преодолены с помощью ребенка, который способен прояснить наши представления о социальных и нравственных вопросах, поскольку на примере своей жизни он может продемонстрировать нам их возникновение и первое развитие. Поэтому мы снова повторяем, что жизнь ребенка и жизнь взрослого отличаются друг от друга, но в состоянии оказать друг другу взаимную помощь. Наш опыт воспитания маленьких детей позволил нам увидеть необходимость придания воспитанию социальной основы. Затем мы убедились в том, что существует очевидная связь между социальным опытом и развитием того, что туманно именуется «нравственностью».
Нравственность, как наука о нравах, действительно является абстрактным отражением «модуса вивенди», положительного образа жизни в обществе. Значение нравственного сознания выражается, прежде всего, в отношении к нашим ближним и в нашем приспособлении к жизни в обществе. Поэтому между нравственностью и социальной жизнью существует тесная взаимосвязь. Если же мы рассматриваем нравственность только в качестве абстрактного учения, мы упускаем из виду ее практическую сторону и, таким образом, отказываемся от ее жизненной реализации. Помимо абстрактного понятия нравственности, мы бы хотели видеть нравственное стремление в качестве практического применения правил, позволяющих обеспечить гармоничное общество. Если различные индивидуумы должны во взаимном согласии жить в едином сообществе, имеющим собственную цель, они должны подчиняться ряду законов нравственного характера. Нравственность в этом случае можно было бы рассматривать в качестве руководства к созданию практической и в то же время высокой формы адаптации к жизни в сознательном обществе. Если жизнь протекает не на основе положительной и поступательной адаптации к реальным требованиям общества, нравственность, преподаваемая и усваиваемая в качестве абстрактного предмета, вступает в противоречие с реальной жизнью. Ребенок в этом случае не научился устанавливать связь между нравственными нормами и практической жизнью, к которой он не получил непосредственной подготовки. Это логично и достаточно очевидно, но этот важный вопрос имеет, кроме прочего, психологический аспект, в котором несколько труднее разобраться.
Нет необходимости еще раз указывать на то, что наша методика призвана помочь развитию личности, ее индивидуальных качеств. Ввиду того, что ее принято рассматривать именно с этой точки зрения, иногда подразумевается, что она не предусматривает элементов социального воспитания. Поскольку иногда полагают, что рассмотрение отдельной личности исключает рассмотрение общества и наоборот, рассмотрение общества не учитывает роли индивидуума. Исходя из этого, метод воспитания, учитывающий потребности отдельной личности, должен был бы оставлять без внимания вопросы социального развития. В действительности же с одной стороны, личность не может развиваться вне общества, и с другой стороны, не может существовать реального общества, не состоящего из индивидуумов. Уже в природе мы наблюдаем, что все группы животных состоят из различных особей. Если это не так, то такую группу называют «колонией», а не семьей. В семье пчел или муравьев, например, каждая особь выполняет собственную задачу и, благодаря независимому существованию, может внести ценный вклад в сообщество, к которому она относится. Мы приводим эти два примера, потому что именно эти насекомые обладают инстинктами, нацеленными на их собственное существование, а также, так называемыми, социальными инстинктами, подробно описанными, в частности, Метерлинком. Когда такое насекомое развивается в самостоятельную особь, готовую позднее принять активное участие в жизни своей группы, в нем одновременно развиваются и социальные инстинкты, свойственные данному виду. Из этого следует, что на самом деле не существует абсолютного противоречия между индивидуумом и обществом, но оба они тесно взаимосвязаны и живут во взаимозависимости. Рассмотрение отдельной личности и ее жизненных потребностей составляет основу социального воспитания, а развитие социального чувства, в свою очередь, отвечает одной из наиболее фундаментальных потребностей личности. Все психическое развитие зависит от наличия или отсутствия практической социальной адаптации. Умственное развитие также тесно связано с развитием социальных и нравственных сил, так что дети, формируемые только в интеллектуальной сфере и вынуждаемые взрослыми искусственно приспосабливаться к социальному окружению, заметно отличаются от детей, которые смогли приспособиться к социальной жизни на основе собственного опыта.
В первом случае мы видим детей с абнормальной картиной развития, в том числе и в интеллектуальном отношении. Они, например, медлительны в рассуждениях, хаотичны в мыслях, обладают плохой памятью по сравнению с детьми того же возраста, получившими возможность самостоятельно приобрести социальный опыт и обладающими живым умом и удивительной упорядоченностью понятий. Четкие различия наблюдаются и в личностном характере обеих групп. Дети последней группы спокойны и уравновешенны и не развивают тех психических реакций и того сопротивления, которые так часто встречаются у детей. Они на самом деле учатся без труда приспосабливаться к реальной жизни, и можно было бы сказать, что их поведение соответствует более высокому нравственному уровню, поскольку нравственное поведение маленьких детей принято оценивать по их психическим реакциям. Их эмоциональная жизнь также подвергается влиянию: они милы и услужливы, как если бы им было присуще более глубокое понимание жизни. Они любят людей и животных и обладают, таким образом, определенной нравственной чуткостью. Подобный опыт показывает, насколько важно рассматривать человека и с практической стороны как единое целое и удовлетворять его потребности в их общей совокупности. Человек – это социальное существо, потому нормальное развитие может произойти, только на основе развития и осуществления всех жизненных ценностей. Из этого также следует, что воспитание не сводится лишь к вопросам интеллекта. Приобретение знаний должно дополняться социальным опытом, и развитие нравственных стремлений поэтому естественным образом связано с этим явлением. Что же мы понимаем под социальным опытом? Значение этого предмета для воспитания заключается в том факте, что в различном возрасте должен приобретаться различный опыт. Не может, таким образом, существовать единственный тип, одинаково характерный для всех периодов развития. Напротив, в каждом возрасте человеку должна быть предоставлена возможность вести соответствующую этому возрасту социальную жизнь. Часто допускаемая ошибка состоит в предположении, что ребенок с самого начала должен приспособиться к социальным условиям взрослого мира. Это уже само по себе невозможно, так как ребенок обладает иными возможностями, чем взрослый, но кроме этого, и в первую очередь, потому что в таком случае мы бы хотели, чтобы ребенок приспособился к нашей социальной жизни, не получив для этого никакой непосредственной подготовки. В этой связи взрослый становится вынужденным прибегать к средствам принуждения, которые, в свою очередь, вызывают сопротивление ребенка и вредят его развитию.
Социальное и нравственное развитие также должны рассматриваться как жизненное явление, которое свойственно растущему ребенку. Оно минует последовательные фазы, так же как минует различные фазы и развитие личности. Нравственное воспитание поэтому должно принимать во внимание особенности каждой фазы. Развитие интеллектуальной сферы может ограничиваться лишь постоянной учебой, в то время как для развития социальных отношений положительно необходимы контакты с определенным окружением и с другими живыми существами. Отдельная личность должна при этом научиться приспосабливаться и развивать качества, которые не смогли бы получить должного развития в условиях жизни вне общества. Вследствие этого, ребенок должен иметь возможность упражняться, используя при этом задания, которые постепенно распространяются все дальше и ставят все более высокие требования. Наш первый опыт с детьми от 3 до 6 лет имел место в окружении, которое мы до некоторой степени заранее подготовили. Здесь им была предоставлена возможность совместной жизни и установления в условиях этого жизненного сообщества свободных отношений друг с другом. Таким образом, они имели свободу действий. Но ничто не связывает больше, чем именно свободное общество! Оно предоставляет возможность приобретения различного опыта, но с другой стороны, требует, чтобы каждый при развитии своих индивидуальных потребностей умел ограничивать себя в соответствии с потребностями других. В большинстве случаев принято считать такое ограничение индивидуальных потребностей, своего рода, самопожертвованием. В действительности же дело обстоит иначе. Приспособление в этом случае не испытывается как жертва. Дети демонстрируют скорее свое горячее желание чувствовать себя свободно и развивать свою личность в полную силу в этом социальном окружении. Общество, на самом деле, является средством, способствующим полному саморазвитию, и требования этого общества больше, нежели нечто другое, пробуждают в индивидууме интерес. Поэтому мы скорее наблюдаем выражение удовлетворенности, а не самопожертвования. Из этого мы могли бы сделать вывод, что данная адаптация к требованиям социального общества сама по себе не требует большого напряжения, но, напротив, отвечает естественному инстинкту человека и удовлетворяет его глубокую жизненную потребность. В отношении ребенка мы должны пойти даже несколько дальше и можем действительно констатировать, что социальный опыт не только отвечает потребностям, но и составляет основу развития индивидуальности, и поэтому – вообще всего воспитания. Эти маленькие дети находятся в окружении, которое напоминает дом, и которое мы, поэтому называем «Домом детей». В этом окружении, созданном для детей и принадлежащем детям, они, в частности, делают, так называемые, упражнения из повседневной жизни. Эта работа по дому включает положительные, каждый день повторяющиеся занятия и представляет собой, в сущности, адаптацию к социальному окружению. В жизни мы, на самом деле, должны удовлетворять различным требованиям, которые не имеют естественной природы, а связаны с процессом адаптации к окружению, созданному обществом. До того, как эти маленькие дети продемонстрировали нам свой чрезвычайный интерес к этому процессу, возможность такого непосредственного приспособления детей к подготовленному для них окружению не подвергалась рассмотрению. Взрослый, в частности, принуждал ребенка жить в своем окружении, среди мебели, имеющей размеры, не соответствующие росту ребенка, и сам удовлетворял личные потребности ребенка посредством заботы, о нем, как если бы это была вещь, которой можно распоряжаться. В «Доме детей» дети учатся сами заботиться обо всем, что необходимо для повседневной жизни, в рамках их способностей и в подходящей для этого обстановке. Отношения с другими детьми, работающими в той же обстановке, никоим образом не ведут к столкновениям или соперничеству. Напротив, они часто ведут к сотрудничеству. Одним из самых замечательных проявлений этих отношений является взаимное восхищение работой друг друга, в особенности, со стороны старших детей по отношению к младшим, которые делают только первые попытки. Интересно было увидеть, что дети никогда не приходят друг другу на помощь, если один из них испытывает трудности в своей работе. Взрослый, считающий, что дети должны учиться помогать друг другу, не сочтет это достойным похвалы. Ребенок же видит, что другой ребенок очень старается, и именно поэтому ему не помогает. Он осознает удовлетворение, возникающее в результате самостоятельного преодоления трудностей. Однако, в непредвиденной ситуации, когда случается та или иная неприятность и возникает действительная потребность в помощи, дети спонтанно спешат на помощь тому, кто оказался в этой ситуации. Они все бросают свою работу, какой бы важной она ни была, чтобы предложить помощь. Такие социальные отношения сильно отличаются от отношений взрослых. Ибо взрослые всегда готовы помочь друг другу в мелочах, часто там, где помощь совершенно не нужна или может только помешать, но если кто-то на самом деле нуждается в поддержке и рассчитывает на небольшую жертву с нашей стороны, часто мы торопливо ищем возможности от этого уклониться. Постоянный труд и опыт совместной жизни чрезвычайно важны. Они способствуют развитию в двух направлениях: развитию личности и развитию социальных отношений. Мы видим тогда возникновение у ребенка внутреннего покоя и состояния нормальной жизнедеятельности, в рамках которой развивается также и эмоциональная сфера. В этом окружении мы могли также наблюдать внезапное исчезновение таких проявлений, которые принято объяснять непослушанием и озорством ребенка. Мы понимаем, что, так называемая, «безнравственность» маленького ребенка имеет свои границы и особые признаки. Мы смогли засвидетельствовать случаи чрезвычайно тонкого выражения чистого чувства, глубокой привязанности и сопереживания. Удачным примером подобных чувств, которые у детей выражаются совсем иначе. Чем у взрослых, может служить следующий случай. Я сама выступала здесь в роли взрослого, и происходило это в нашей школе в Ларене. У нас была молоденькая козочка, которую еще кормили молоком, но которая могла уже есть и траву. Однажды я, кормя ее травой, поднимала пучок все выше, чтобы посмотреть, на сколько она сможет вытянуться на задних ножках. В этот момент я увидела маленького ребенка, который с серьезным видом подошел и стал поддерживать козочку, чтобы помочь ей дотянуться до травы. Это продемонстрировало нам, взрослым, как часто мы можем совершать поступки, не задумываясь ни на минуту о том, что они могут оказаться неправильными. Когда мы живем рядом с детьми, мы ежедневно получаем такие уроки. Мы иногда делаем что-либо без малейшего злого умысла, как, например, в описанном случае, но ребенок во время своего развития имеет гораздо более тонкую способность чувствовать многие вещи. Одна и та же обстановка и форма социальной жизни никоим образом не подходят для каждого возраста. То, что удовлетворяет ребенка от трех до шести лет, в более старшем возрасте становится недостаточным. Самостоятельная деятельность служит непоколебимой основой развития индивидуальности, но содержание ее должно всегда соответствовать ходу развития. Необходимо постоянное поступательное движение по этому пути. Необходимо создать возможность других форм социального опыта, стимулирующих дальнейшее развитие личности. Эти формы социального опыта имеют два важных аспекта: один направлен на приобретение личной независимости, другой – на практическое знание окружения, в котором живет человек, и на осуществление адаптации к жизни с помощью практических упражнений. Таким образом, если в первый период жизни такую возможность предоставлял дом, обставленный специально для маленьких детей, то на следующей стадии это окружение должно быть расширено. Необходимо познание внешнего мира, а также приобретение все более наполненного образа жизни по мере продвижения по ступенькам развития. В стенах дома не может быть приобретен социальный опыт, который способен удовлетворять и далее потребности развития личности. Ни закрытое семейное окружение, ни стесняющая ограниченность школы в этом случае не могут быть достаточными. Иллюзией будет предполагать, что школьная жизнь может заменить социальную жизнь только потому, что в ее рамках находится большое количество детей и молодежи, которые, впрочем, на самом деле постоянно должны подчиняться руководству взрослого и никоим образом не могут развивать свою инициативу индивидуально или совместно. Социальная жизнь не тождественна скоплению людей. Социальная жизнь есть организация людей, каждый из которых в отдельности осознает свою ответственность в отношении общественного порядка и выполняет в рамках этой организации свои индивидуальные обязанности. Индивидуальная нравственность детей и молодых людей развивается поэтому, прежде всего, в семье, где отдельные личности ясно различаются по сравнению друг с другом и где существует индивидуальный контроль за действиями и признаваемая ответственность. В семье нравственная убежденность действует даже сильнее, чем в интернатах, хотя именно там соблюдаются чрезвычайно строгая дисциплина и порядок. И все же и семья сейчас серьезно занята вопросом нравственного воспитания и формирования характера молодежи. Принято утверждать, что преобразование общества должно начинаться с молодежи в результате развития у них чувства любви к ближнему, миролюбия и братства. Особенно в наше время сильно ощущается такая необходимость. Мы осознаем потребность в большей нравственной силе и считаем, что этим вопросом должно непосредственно заняться воспитание. Это совершенно верно. Однако, необходимо правильно рассмотреть данный вопрос. Будет иллюзией считать, что мир можно улучшить путем преподавания определенных принципов. (Это напоминает нам тех, кто верили, что мир можно будет установить путем изучения всеми людьми одного языка. Нет недостатка, однако, в обратных примерах!). Речь идет не о преподавании абстрактных понятий. В основе действительного социального и нравственного воспитания лежат упражнение, опыт, переживание. На самом деле, можно наблюдать течение, старающееся восполнить пробел, приносящий столько вреда всему обществу. Интуитивно было почувствовано, что молодым людям необходимо обеспечивать занятия вне семьи и школы. Такие попытки, однако, обычно не координируются и не имеют под собой научной основы. Они не являются частью организованного и упорядоченного воспитания. Тем не менее, они представляют мнение, ставшее неизбежным и характеризующее в настоящий момент новую ступень развития общества. Здесь нам хотелось бы назвать две формы этого течения: спорт и молодежные и детские движения. Две эти возможности расширить жизнь молодежи стимулируют не только улучшенное физическое развитие, но, кроме того, и развитие личности и повышение нравственного уровня. Они позволяют молодежи выйти за рамки семьи и школы, вступить в более широкое окружение, в котором проведена специальная подготовка для ее приема. Чрезвычайно большое развитие и распространение этих движений по всему миру сами по себе уже демонстрируют необходимость поиска новых путей, позволяющих молодежи использовать и развивать свои силы в результате вывода ее за рамки существующего организованного и закрытого окружения в открытый мир. Понятно, что мы говорим здесь о формировании, росте, которые достигают своей цели лишь на основе продолжительного опыта. Речь идет о развитии осознания ценности личности. Обычно ребенок ощущает свою собственную ценность, лишь когда к нему относятся с любовью и вниманием, что подтверждается многими психологами. Мы же устанавливаем другую, более широкую форму этого осознания: ребенок чувствует себя независимым, он уверен в своих действиях и знает, как он должен поступать в данных обстоятельствах. В этом заключается основа, на которую должно опираться развитие личности. Все остальное: порядочность и другие нравственные ценности. Вырастают из этой «переоценки личности». Они осуществляются только тогда, когда могут опираться на социальный опыт. Это относится к детям как младшего, так и старшего возраста. На более поздних стадиях изменяются только условия, природа и форма. Ребенок старшего возраста уже не удовлетворяется тем же способом самовыражения, что и младший ребенок. Мы должны давать возможность каждому возрасту прилагать наибольшие усилия и приобретать более широкий социальный опыт, которого ребенок может достичь, благодаря своей деятельности. В то время, как взрослые обычно склонны к поиску более легкой жизни, ребенок будет лишен внутреннего удовлетворения и шанса на нормальное развитие, если не будет удовлетворено его постоянное стремление к увеличению усилий. Ребенок должен чувствовать, что он может преодолевать препятствия и выполнять все более сложную работу. Взрослые слишком много думают о помощи и защите, которые они должны предоставлять ребенку, о немедленной защите, которая подавляет ребенка. Мы имеем в виду, кончено, не помощь и защиту, которые выражаются в организации общества на благо развития молодежи и которые как раз столь ей необходимы. Молодежные и детские движения отвечают социальным потребностям детей старшего возраста, которые должны покинуть закрытое семейное и школьное окружение. Эти движения дают возможность выйти из данного окружения. Эти движения дают возможность выйти из данного окружения. Тем не менее, однажды я встретила ребенка лет восьми, одетого в новенькую униформу, однако имевшего не очень довольный вид. Я спросила его, почему он так грустен в своей новой униформе. Тогда он ответил, что она его не интересует, поскольку его мать все равно всегда сопровождает его, когда он выходит на улицу. Его же могло удовлетворить только сознание того, что он мог выходить самостоятельно и встречаться с другими детьми, которые он не знал и с которыми он мог бы по-новому применять свои силы. Для того, чтобы расширить социальное поле зрения, необходимо научиться определенным вещам. «Ты хочешь гулять один? Хорошо, тогда ты должен усвоить некоторые правила. Ты хочешь покинуть родительский дом? Тогда ты должен научиться вести самостоятельную жизнь.». Ребенок с готовностью осознает, что он может самостоятельно идти по жизни, когда на свои плечи он берет все, что ему может понадобиться. Он также очень хочет получить возможность самостоятельно и безопасно передвигаться в окружении транспорта. Поэтому он с удовольствием подчиняется всем тем разнообразным правилам, которые способны обеспечить ему независимую жизнь. Дисциплина при этом становится средством осуществления социальной формы жизни. Удовлетворение, которое ребенок получает от участия в жизни общества на более высокой ступени, позволяет ему с радостью воспринять и соответствующую этой ступени форму дисциплины. Так как не существует ни одной формы социальной организации без присущих ей порядка и дисциплины. Тогда мы можем давать и нравственные и социальные предписания. Мы можем научить ребенка уважать других, помогать каждому, кто нуждается в помощи, мы должны его также научить, каким образом он лучше всего может оказать эту помощь. Еще не так давно мы убедились в том, какой интерес испытывают дети от 8 до 9 лет к некоторым фундаментальным приемам оказания первой помощи при несчастных случаях. С величайшей серьезностью и удивительной сноровкой они упражнялись в этом в свое свободное время, и были горды и счастливы, когда могли продемонстрировать свои умения, а в нескольких подходящих случаях даже по настоящему применить их. Ребенок, таким образом, приобретает чувство самостоятельной ценности, чести и сознание определенных нравственных принципов, которые соответствуют его возрасту и которые он может переживать. Опыт в этом случае учит нас, что и в этой сфере ребенок желает гораздо большего, чем ему обычно дают. Почему эта деятельность должна ограничиваться нравственными правилами жизни и обычаями ограниченной организации? Почему мы не можем воспользоваться этим желанием ребенка, чтобы также обогатить его знания и стремления души связями с окружающей его жизнью? Надо позволить ему выйти в мир и приобрести живые контакты с природой и ее Создателем, так же и посредством этой простой жизни! Надо дать ему соприкоснуться со всеми кругами общества с тем, чтобы узнать и научиться ценить все формы жизни! Таким образом, благодаря опыту, сможет также развиться и заложенное в каждой натуре чувство справедливости. Нельзя оторвать духовную жизнь от ее практической основы. Нужно быть в состоянии освободиться от слишком тесных уз, ограничивающих наши чувства только людьми из непосредственного нашего окружения. Чтобы достичь высот духовной жизни, нужно отказаться от удобной и ленивой жизни. Человеку, без сомнения, необходимо укрепить внутренние силы, понять, как он должен вести себя по отношению к окружающим, и осознать, как живут другие люди. Человеку также никогда нельзя прекращать направлять свои мысли все выше: это позволяет расти его душе. Благочестивая жизнь требует самосозерцания и объединения с другими. Они формируют единое целое и могут быть также введены в рамки этой социальной и нравственной подготовки. Таким образом, мы повторяем, что эти принципы нельзя передать путем их преподавания, но что они должны превратиться в собственное достояние посредством длительного и глубокого переживания. По мере взросления детей, их жизнь становится сложнее. Почему же общество в ответ на их запросы предоставляет им единственную возможность спортивных занятий? Почему мы прилагаем все усилия, чтобы победить в игре, и эта победа повышает чувство собственного достоинства? Почему мы не стремимся к психическому укреплению личности? Почему мы не видим «нравственного спорта» в социальном опыте? Да, почему мы знаем только чемпионаты физически сильных людей, а не нравственно сильных личностей? Для нынешних молодых людей спорт и примитивные занятия молодежных организаций (которые в их современной форме могли бы удовлетворять гораздо ранее пробуждающиеся потребности) являются далеко не достаточными. Роль вожака молодежи также не ставит перед ним достаточно высоких требований. Знаки отличия также не приносят ему удовлетворения, которое могло бы повлиять на его социальное и нравственное формирование. Он не только одолжен изучать обстановку, он должен научиться владеть ею. Только новые товарищи не могут удовлетворить его интерес к социальным отношениям. Он испытывает потребность в большей и более широкой организации, в абстрактных связях со всем обществом. Он осознает, что он является частью общины, имеющей свою судьбу, многих членов которой он никогда не увидит, они так многочисленны, что он никогда не сможет их сосчитать. Он должен теперь сознательно вступить в жизнь как член большой общины своего народа. В свое время пробуждается также и политическое сознание. Молодые люди формируют мнение о событиях общественной жизни. Они испытывают также сильное желание иметь личную собственность и приобрести собственные средства существования, которые сделают их независимыми от родителей, которые до сих пор их содержали. Социальная организация дает человеку возможности, осуществление которых зависит от его средств. Молодой человек также хорошо понимает это. Он стремится освободиться от этой абстрактной формы зависимости. Связи, стесняющие его, не имеют уже преимущественно материальный характер. В то время как изменения его организма пробуждают в нем мечты о семье, которая еще не существует, его созревающая душа влечет его к сообществу, которое не имеет видимых границ. Он может почувствовать удовлетворение, только благодаря действительной попытке социальной жизни, и только тогда его нравственное развитие сможет осуществиться в полную силу. Когда данная глубокая потребность не удовлетворяется или, более того, недооценивается и подавляется, могут возникнуть вредные социальные и нравственные отклонения, которые будут оказывать постоянное влияние на отдельную личность и общество. Необходимо уметь распознавать действительность и удовлетворять данную жизненную потребность. Молодые люди должны быть в состоянии подготовиться к вступлению в социальную жизнь посредством последовательного, организованного опыта в рамках научно обоснованного воспитательного процесса. Эта необходимость научно обоснованной и имеющей скоординированные цели организации реальной социальной жизни молодежи на продолжении всех периодов ее развития еще не признана всеобще и официально и не всегда осуществляется. Это шаг, который еще предстоит сделать воспитанию. Дать свободу молодежи не означает разрешить ей делать все, что она захочет. Ничего нельзя сделать без подготовленного окружения! Что означает: делать, что хочешь? Только безделье и порок могут произойти от неправильно понятой свободы. Свобода, понимаемая таким образом, означает общую запущенность, которая скрывается под красиво звучащим, но прежде всего, ироническим словом. Деятельность всегда означает направленность. Это занятие, исходящее от наделенной желанием личности и направленное на окружение. Когда мы даем молодежи свободу действий, мы должны поэтому, в первую очередь, подготовить окружение, где возможен свободный опыт. Спорта и разведывательных походов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности человека, который готовится к реальной социальной жизни современного общества. Этот вопрос уходит еще глубже и затрагивает важнейшую социальную проблему нашего времени. Общество не может более оставлять задачу, от которой в значительной степени зависит сохранение нашей цивилизации, на волю не ограничиваемой и подчас неквалифицированной инициативы частных лиц. Необходимо готовить окружение, где может быть развит все более широкий социальный опыт, приобретаемый под умелым руководством и обеспечивающий рост силы характера и нравственности, иными словами, расцвет индивидуальных качеств людей будущего!