Психомоторное и речевое развитие ребенка от рождения до года.
Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка
В первый месяц жизни новорожденный уже отвечает на ласковый голос или улыбку, вытягивая губы и пытаясь улыбнуться. Интересно, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
В период от одного до трех месяцев ребенок активно реагирует на зрительные и слуховые раздражители, стабилизируется улыбка. К концу третьего месяца появляется смех, у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт вызывает у малыша радостное оживление, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции.
В этот период жизни начинается активная подготовка речевого аппарата к произношению звуков, одновременно происходит развитие понимания речи. Первыми проявлениями речи являются кряхтение, визг, произношение отдельных гласных звуков — все это носит название «гуление».
В период от трех до шести месяцев реакции, входящие в «комплекс оживления», все более дифференцируются. Четырех-пятимесячный ребенок внимательно всматривается в лицо, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения, если взрослый приближается к нему и пытается вступить с ним в контакт. Таким образом у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, в других сменяется страхом и криком.
О хорошем психическом развитии шестимесячного ребенка говорят факты узнавания матери, а также различения близких и незнакомых людей.
Ведущая форма деятельности в этот период — манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взгляд на игрушке и следит за ее перемещением, но и направляет к ней руки, схватывает ее и тянет в рот. Эти действия сопровождаются выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.
На третьем месяце появляется реакция рассматривания рук, удерживается в течение четырех-пяти месяцев, а затем исчезает. В четыре месяца малыш начинает ощупывать пеленку, подолгу держит руки у края одеяла и перебирает его пальцами, то есть происходит становление механизма ощупывания. Реакция непроизвольного захватывания угасает и постепенно развивается произвольное захватывание. К полугоду ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения. В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. В певучем гулении проявляются новые гласные и согласный звук м, ребенок начинает варьировать тон голоса. К концу шестого месяца появляется лепет, а также дифференцируются реакции на звук и развивается способность выделить звук в пространстве.
В период от шести до девяти месяцев ребенок отчетливо реагирует радостным оживлением на знакомые лица и страхом — на незнакомые, а в некоторых случаях вместо реакции страха возникает познавательный интерес.
К концу девятого месяца ребенок начинает общаться со взрослыми с помощью жестов, протягивая руки к предметам или к родителям, что означает просьбу дать предмет или взять на руки. Жесты окружающих становятся доступными для его понимания.
В течение этого периода активно развивается лепетная речь, обогащающаяся новыми звуками и состоящая из цепочек слогов типа: ба-ба-ба, да-да-да, ма-ма-ма и др. Малыш с радостью подражает взрослым, стараясь за ними повторять звуки и интонации удовольствия и неудовольствия.
Активная лепетная речь — важный показатель здорового речевого и психического развития ребенка. Бедность, скудость и особенно отсутствие лепета — показатель таких речевых аномалий, как алалия и задержанное развитие речи на фоне ДЦП, то есть дизартрия — стойкое нарушение звукопроизношения, голоса и дыхания вследствие поражения центральной и периферической нервных систем.
О нормальном физическом развитии ребенка свидетельствует появившаяся в этот период реакция равновесия и способность полностью выпрямлять туловище. Малыш поворачивается со спины на живот и с живота на спину, сидит, ползает сначала на животе, а потом и на четвереньках. В восемь месяцев он может стоять у барьера. Движения пальцев и кисти руки совершенствуются: ребенок захватывает двумя пальцами мелкие предметы и активно ими манипулирует.
В период от девяти до двенадцати месяцев ребенок начинает различать пищу по внешнему виду, проявляя неприязнь к тому или иному ее виду, реагирует на неприятные запахи. К концу первого года малыш манипулирует ложкой и умеет пить из чашки. В этот период происходит совершенствование умения ползать на четвереньках с высоко поднятой головой. К концу периода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу, начинает ходить без посторонней помощи (девочки могут раньше — в 8-9 месяцев, а мальчики — позже).
Для речевого развития в этот период характерно активное подражание взрослым — повторение слогов, копирование интонаций, воспроизведение мелодической схемы знакомых фраз. Ребенок выражает голосом свои просьбы, потребности (например, биологические), эмоции удовольствия или неудовольствия, отвечает действием на словесные просьбы.
Качественная особенность речевого развития в этот период — начало общения ребенка со взрослыми при помощи звукосочетаний, состоящих из простых в артикуляционном отношении звуков: гласных а, у, и; некоторых согласных м, п, б, н, т, д, к, г. Причем одни дети произносят большее число звуков и отчетливо, а другие — меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, твердое и мягкое небо, соотношение челюстей). Артикуляционный аппарат еще только начинает активно функционировать, поэтому лепет имеет большое значение для его дальнейшего формирования.
Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие — в год и чуть позднее. Словарный запас у годовалых детей также неодинаков и колеблется от двух-трех слов до десяти-пятнадцати. Чаще дети пользуются звукоподражательными словами (ам-ам, ав-ав и др.), и словами с открытыми слогами (мама, папа, баба, ляля, няня и др.).
Годовалый ребенок уже хорошо различает окружающих, обращает внимание на их лица, понимает обращенную к нему речь
В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается период развития речи. Одновременно появляются новые интересы — рассматривание книг с картинками, а также прослушивание песен.